Дизельные двигатели: способы диагностирования топливной аппаратуры и ее обслуживание

Система топливоподачи сильнее всего влияет на экономичность и легкость пуска дизельного двигателя.

Эксплуатационные характеристики дизельных двигателей, как и любых других двигателей внетреннего сгорания, зависят от их конструктивных особенностей и технического состояния главных механизмов - кривошипно-шатунного и газораспределительного. Однако в еще большей степени экономичность и легкость пуска дизельного двигателя определяются состоянием системы топливоподачи, более требовательной к обслуживанию.

Система топливоподачи дизельного двигателя включает в себя топливный бак или баки, подсистему фильтрации топлива, подкачивающий насос или насосы, топливный насос высокого давления (ТНВД), форсунки и топливопроводы.

Подсистема фильтрации обычно содержит фильтры грубой и тонкой очистки. Для эксплуатации при низких температурах они, а также трубопроводы, оборудуются подогревателями.

Для предотвращения замерзания воды в системе следует систематически сливать отстой из фильтра грубой очистки.

Кроме того, необходимо периодически промывать его растворителем (например, ацетоном) и продувать воздухом.

При замене фильтрующих элементов в фильтрах тонкой очистки меняют также и прокладки.

Подкачивающий насос используется для забора топлива из бака, прокачивания его через фильтры и подачи под давлением 0,08...0,12 МПа в ТНВД, а также для обеспечения циркуляции горючего.

Для проверки ТНВД снимают с дизельного двигателя и устанавливают его на стенде с эталонными форсунками или форсунками с проверяемого дизельного двигателя.

Цикловая подача определяется активным ходом плунжера - от момента отсечки его верхней кромкой впускного отверстия до совмещения спиральной канавки на поверхности плунжера с перепускным отверстием в гильзе. В процессе эксплуатации вследствие износа плунжерной пары увеличиваются утечки топлива, изменяются условия впрыскивания. Поэтому необходимо периодически регулировать цикловую подачу, чтобы обеспечить равномерное впрыскивание топлива по цилиндрам и обеспечить максимальную подачу топлива для получения максимальной мощности.

Настройку подачи топлива плунжерными парами производят поворотом регулирующей втулки с двумя пазами, в которые входят выступы плунжера, относительно связанного с управляющей рейкой зубчатого сектора. При этом изменяется активный ход плунжера, момент окончания впрыска топлива и соответственно цикловая подача.

Форсунки впрыскивают топливо в камеру сгорания дизельного двигателя. Их параметры подбираются изготовителями так, чтобы обеспечить оптимальные условия сгорания с учетом конструктивных особенностей дизельного двигателя.

Различают форсунки открытого и закрытого типов. Для автомобильных дизельных двигателей обычно применяются вторые. Волна давления от насоса проходит по топливопроводу примерно со скоростью звука (1400 м/с), приподнимает запорную иглу, после чего топливо попадает в камеру сгорания двигателя.

Проверка форсунок производится на дизельном двигателе максиметром или же на специальном стенде. Давление начала впрыска регулируют поджатием пружины иглы (обычно с помощью регулировочного винта). Для проверки герметичности конуса иглы в форсунку подают топливо под давлением, на 1,0...1,5 МПа меньшим давления начала впрыска. Закоксованные распылительные отверстия прочищают стальной проволокой, диаметр которой на несколько сотых миллиметра меньше диаметра отверстий.

Для проведения наиболее эффективной диагностики двигателя используют комплексный тестер, позволяющий осуществлять проверку непосредственно на работающем дизельном двигателе.

 

Вернуться к списку статей